Что такое ониомания?

12

Ониомания (от греческих onios — для продажи, mania — безумие) - навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями, в неимоверных количествах; наблюдается при маниакальных состояниях и не только. В 90% случаев - это женщины. В просторечии эту манию часто называют шопинголизм или шопоголизм.

Слово Ониомания в качестве медицинского термина предложено немецким психиатром Эмилем Крепелином. Американская Психиатрическая Ассоциация не признала это как нарушение здоровья. Однако имеются основания для пересмотра этой позиции, так как есть все признаки маниакального поведения. Крепелин совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером идентифицировали первые признаки ониомании с конца XIX века. Эмиль Золя в романе «Дамское счастье» описал, как героиня разоряет своего мужа походами по женским магазинам. Существует целая серия современных романов Софи Кинселла, посвящённых этой мании.

Симптомы ониомании

  • Поход в магазин без чёткого желания найти что-то конкретное;
  • Осмотр большинства выставленного на продажу товара;
  • Увлечение модными журналами;
  • Желание купить продукт без объективной причины;
  • Постоянное обсуждение купленного товара;
  • Апатия без регулярного посещения торговых заведений.

Только в США ониоманов насчитывается около 15 миллионов, еще 55 миллионов находятся на грани этой зависимости. Американская психологическая ассоциация уже считает этот синдром заболеванием. В Соединенных Штатах даже создано общество наподобие анонимных алкоголиков - анонимные должники с 400 отделениями по всей Америке.

В Англии от двух до десяти процентов взрослых страдают навязчивой тягой" к шопингу - это около 700 тысяч человек. 52% англичанок признали, что шопинг приносит им больше удовольствия, чем секс! В то же время британцам шопинг категорически противопоказан: каждого пятого англичан застрявшего в магазинных очередях, сотрясают приступы гнева, сопровождающиеся опасными скачками артериального давления.

Что такое ониомания

В Германии насчитывается около 5% ониоманов, а 20% жителей ФРГ не всегда могут удержаться от покупки приглянувшегося им товара в витрине магазина. У женщин эта зависимость проявляется в десять раз чаще, чем у мужчин.

Магазинной зависимостью страдают половина девушек подросткового возраста в Италии, Испании и Шотландии. Психиатры считают, что ониоманией страдает уже 10% населения планеты и эпидемия охватывает все больше и больше людей. Если раньше страдающие этим заболеванием в поисках новых вещей совершали набеги на супермаркеты и бутики, то теперь большинство покупок ониоманы совершают через Интернет, ТВ-шоп или по красочным каталогам рассылок.

Социальные последствия патологического пристрастия ониоманов:

  • долги, ни один семейный бюджет не выдерживает такой финансовой нагрузки, он сразу же начинает трещать по всем швам, по этой причине закладывают дома, семейные ценности.
  • совершение краж в магазинах и супермаркетах, отнимают у родных последние деньги, мошенничают и даже занимаются проституцией.
  • распад семей, разводы, семейные конфликты, нанесения телесных повреждений. Запретительные меры вызывают только агрессию и аутоагрессию.

Последствия для здоровья:

  • психосоматические заболевания: аритмии, вегето-сосудистые дистонии, гипертоническая болезнь, дискинизии желчевыводящих протоков, гастриты, язвенная болезнь, хронические колиты и другие.
  • депрессии, неврозы страха, стойкие нарушения сна.
  • подавление иммунитета, а как последствие - частые простудные заболевания.

Мать газетного магната Уильяма Херста (1863-1951) рассказывала, что он страдал ониоманией - страстью покупать что-либо совершенно ненужное, если бывал расстроен. Однажды, пребывая в таком настроении, он, так сказать "втёмную", приобрел за 40000 долларов испанский монастырь Х века в Сеговии. Монастырь, чтобы доставить покупателю, разобрали до основания, пронумеровав каждый камень. Затем проложили специальный рельсовый путь в 25 миль, чтобы перевезти камни до ближайшей железной дороги. И построили специальную лесопилку, чтобы сделать 10700 упаковочных ящиков.

При помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела.

Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, которая уже прослеживается в подростковом возрасте ониоманов.

Что стоит за внешним лицом ониомании? Психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей:

  • проблемы с признанием и принятием, болезненные способы получать внимание.

Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, как способ успокоить себя, вознаградить, утешить:

  • глубокий внутренний конфликт или какая-то неразрешённая проблема личностного плана, которые создают внутреннее напряжение. Покупки, создающие непродолжительное чувство радости, создают при этом иллюзию облегчения, но только на короткое время.
  • низкая самооценка, чувство вины или старые обиды и другое, создают депрессивный фон. Покупательская радость на время затушёвывают эти чувства.
  • однообразная и монотонная жизнь, где мало впечатлений и новых эмоций.

Причины могут быть совершенно разными, а вот последствия, как правило, одинаковы: это крупные долги.

Что такое шопоголизм

Возникает "порочный круг", как и при других зависимостях, например, как при алкоголизме или наркомании, когда человек не может жить без спиртного или наркотика, а потом страдает от похмелья или ломки.

Человек, страдающий ониоманией как бы играет в "покупанта", играет в "жертву своей зависимости". Например: накопление обид, чтобы потом в какой-то момент выплеснуть гнев и раздражение, используя накопленные чувства, как разрешение на выход агрессивных тенденций, направленных на самого себя или на близких, родных или в первый момент совершения покупок радостью приобретения", как временный способ заглушить эти чувства. Но после завершения акта ониомании покупанта" со стороны близких и родных обрушивается праведный гнев, возмущения, призывы к совести", а со стороны зависимого - чувства вины, раскаяния и агрессии, направленной на самого себя.

Кроме депрессии есть еще ряд причин, которые приводят людей к навязчивой идее покупать. Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что низкая самооценка, особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать. Зачем? Приобретение новых вещей делает их в собственных глазах удачливыми, обеспеченными, яркими и сильными и, пусть не надолго, но повышает их самооценку.

Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают женщин делать необоснованные траты. Если человек постоянно бродит по магазинам, то, возможно, он хочет избежать какой-то работы, обязанностей, принятия какого-либо сложного судьбоносного решения. Либо он просто хочет быть окруженным людьми, чтобы не чувствовать себя таким одиноким. Согласно одной из гипотез, женщины привыкают делать покупки, потому что это их обычная обязанность в семье.

Как бороться с ониоманией

Иногда для борьбы со страстью к покупкам приходится обращаться к психологам. Уже появились общества «анонимных шопингоманов», группы добровольной взаимопомощи сумевших «завязать» с шопинговой зависимостью и теперь помогающих другим избавиться от этой болезненной привычки. Однако для большинства людей профилактикой шопоголизма может стать умение контролировать свои расходы:

  1. Планируйте и исследуйте рынок. Специалисты советуют анализировать заранее какую вещь необходимо купить, чтобы не делать спонтанных покупок. Если даже товар есть в списке необходимого, в магазине не стоит бросаться на первую попавшуюся вещь, а лучше сначала сравнить дизайн, цвета и цены аналогов. При этом не стоит даже думать о том, чтобы в дополнение к новой вещи купить ещё что-нибудь — сумочку, пояс, туфли и т. д.
  2. Скидка ещё не повод для покупки. Если во время распродажи вещь стала стоить в несколько раз меньше, это не означает, что она стала необходимой. Велика вероятность, что она так никогда и не понадобится.
  3. Избегайте новых коллекций. Никогда не стоит покупать обязательно в первый же день появления на прилавках новой коллекции. Со временем продавцы уменьшат цены, к тому же всегда можно дождаться сезона распродаж.
  4. Избавьтесь от кредиток. Привычка расплачиваться кредитными картами гарантирует шопоголикам рост долгов. Наличные позволяют человеку лучше ощущать связь между тратой денег и получением вещи. Выходите из дома с небольшой суммой денег, тогда не будет возможности потратить всё сразу.
  5. Список трат. Сохраняя чеки и записывая все покупки, можно легче оценить реальную картину своих трат и понять, какие меры предпринимать.
  6. Избегайте магазинов хотя бы некоторое время, если чувствуете, что не можете контролировать свои расходы. Следует давать время на обдумывание действительной важности покупки.

Укажите данные для регистрации или войдите на сайт

Регистрируясь, вы принимаете условия Пользовательского соглашения