Если ваш ребенок идет в первый класс, то вам, как родителю, необходимо подготовить его и физически, и эмоционально. Что же для этого необходимо сделать?
Режим дня
Прежде всего, стоит обратить внимание на распорядок дня: приучите ребенка во время вставать (выберете время, в которое он будет вставать в процесс учебы) и обязательно завтракать. Первую половину дня (по аналогии с учебным расписанием) посвятите занятиям с ребенком – счет, письмо, чтение, а вторую игре и отдыху. Ложиться спать тоже необходимо в одно и то же время, приблизительно в 9 вечера. Все это поможет ребенку привыкнуть к школьному распорядку дня.
Поход к педиатру или семейному врачу
Необходимо пройти медицинское обследование, в первую очередь проверьте зрение, зубы и состояние позвоночника ребенка. Врач назначит план медицинского обследования, которое покажет состояние здоровья малыша. Если будут выявлены серьезные отклонения, то необходимо посетить специалиста узкого профиля, который занимается лечением данного заболевания.
Моральный настрой ребенка
Одни родители настраивают ребенка, что в школе ему будет очень интересно и здорово, что ему наверняка понравится учиться. Другие накручивают и пугают ребенка, что учеба – это тяжелое и ответственное занятие. Но и те и другие поступают неправильно. Необходимо найти золотую середину, чтобы у ребенка были реальные представления о школе, но при этом он не потерял желание учиться. Для этого можно сводить малыша в его будущий класс, пусть он посмотрит на обстановку и учебный процесс. Привлекайте ребенка к выбору канцтоваров для школы, это занятие вызовет интерес к школе.
Перед началом учебного процесса уделите ребенку максимум свободного времени и внимания – сходите вместе в зоопарк или кинотеатр. Ребенок должен отдохнуть и зарядиться положительной энергией.
Общение в коллективе
Чувство коллективизма необходимо всем школьникам. Если ваш малыш не ходил в сад, ему необходимо объяснить основные правила поведения: как вести себя с одноклассниками и учителями. Лучше это делать в форме игры или поучительной сказки. Например, если зайчик обманет ежика, то мишка перестанет ему доверять.
Настроиться на школьную «волну» помогут и специальные групповые занятия или ролевые игры в детских развивающих центрах.
Знакомство с первым учителем
Очень многое зависит от педагога, и отношение ребенка к учебе, и уровень получаемых знаний, и эмоциональное состояние ребенка. Поэтому если по каким-то причинам вам или ребенку не понравился учитель, не стесняйтесь попросить директора перевести ребенка в другой класс.
Возможные проблемы первоклассников и их решение
Родителям необходимо знать, что даже у подготовленного ребенка могут возникнуть проблемы в первое время обучения:
-
Синдром так называемого «слухового невнимания», т.е. ребенок слушает, но не слышит. Это может вызвать проблемы с успеваемостью, особенно на уроках чтения и русского языка – появляются фонематические нарушения, ребенок не может «играть» словами и с трудом пересказывает даже несколько предложений.
-
Невнимательность или проблемы с концентрацией внимания – достаточно распространенная проблема первоклашек. Ребенок не может внимательно выполнять задание длительное время, устает, раздражается и отвлекается. Это существенно снижает уровень успеваемости. Даже при высоком уровне интеллекта невнимательный ребенок может иметь плохие оценки. Поэтому необходимо тренировать, развивать усидчивость и внимательность.
-
Ориентация в пространстве – некоторые дети в школьном возрасте все еще путают лево и право. Хотя именно плохое пространственное мышление влияет на появление зеркального письма.
-
Трудности в школе у ребенка могут возникнуть и из-за неумения планировать выполнение своей работы, выделять из главной задачи второстепенные. Возможно, ребенок просто не понимает с чего начать.
Как родители могут помочь ребенку справиться с данными проблемами или предотвратить их появление?
- Родителям необходимо больше общаться с ребенком, читать ему, и обсуждать прочитанное. Именно так ребенок учится пересказывать текст, улавливать главную мысль и делать логические выводы. Если ребенок отказывается от чтения, возможно, текст для него слишком трудный или не интересный, пусть выберет сам, интересующую его книжку.
Попросите ребенка вам рассказать о своих игрушках как можно подробнее. На прогулке обсуждайте все увиденное и услышанное: «Вот проехала маленькая машина, она проехала тихо, а вот большая – грузовик. Слышишь, как он шумит?». Это развивает слуховое внимание.
Рассказывайте ребенку историю слов. Например, откуда появилось слово «очки»? От слова «очи», так в старину называли глаза. Так ребенок научится не пропускать слова мимо ушей, а вслушиваться в них.
-
Разучивание стихотворений поможет ребенку тренировать память. Но стихотворения должны быть выбраны в соответствии с возрастом ребенка, чтобы был понятен смысл.
-
Речевые игры помогают детям не только развить слуховое внимание, но пространственную ориентацию. Например, игры «Глухой телефон», «НЕТ и ДА не говорить, черное с белым не носить», «Куда пошел, что нашел». Игры и упражнения можно придумывать самостоятельно, главное чтобы от ребенка требовалось внимание, и ему было интересно.
-
Отдельное внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики. Собирайте с ребенком конструктор с мелкими деталями, лепите фигурки из пластилина, научите ребенка вышивать.
-
В школе всегда встает проблема общения со сверстниками. Приходя в новый коллектив, ребенок должен заявить о себе, но при этом не хвастать. Поэтому родителям стоит объяснить ребенку, что рассказывать о своих хороших качествах не всегда плохо, главное чтобы «слово» с «делом» не расходилось.
От родителей и их общения с ребенком зависит очень многое. Даже если в школе у ребенка полоса неудач, а дома комфорт и благополучие, он не будет сильно переживать и легче отнесется ко всем проблемам. Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, поддерживайте в любой ситуации и у него все обязательно получится!